+7 (916)511 40 77
г. Москва, ул. Золоторожский вал, д.34
shm.centr@gmail.com

Мы сотрудничаем с Фондом поддержки культурного наследия "Мелодия"

f-melodia.umi.ru

Подписаться на новости

Форма подписки здесь

НОВОСТИ и АНОНСЫ
25-03-2017
Не опера... А что?
25-03-2017

NEOPERA - так называется сольный концерт солиста "Геликон оперы" Дмитрия Янковского, который пройдёт в Колонном зале 25 мая. Этот концерт пройдёт в рамках проекта,который сметает все шаблоны в восприятии музыки. 

 

Его голос, даже в записях, всё так же покоряет сердца. Муслим Магомаев был ярчайшей звездой, и на свет этой звезды продолжают откликаться и зрители, и артисты.

Биография и творческий путь

 

 Татьяна Ивановна Шмы́га  — советская и российская певица (лирическое сопрано), актриса оперетты, театра и кино. Народная артистка СССР (1978).

Биография

Родилась 31 декабря 1928 года в Москве. Отец — Иван Артемьевич Шмыга (1899—1982). Мать — Зинаида Григорьевна Шмыга (1908—1975). Семья отца Татьяны Ивановны, поляка по национальности, бежала из Польши в Россию в 1915 году от наступавших немцев. Её дед по линии отца носил фамилию Мицкевич. Но он умер, когда отцу Татьяны Ивановны было всего шесть лет. Её бабушка вторично вышла замуж, мальчик получил фамилию Шмыга и впоследствии передал её дочери.

В 1947 году Татьяна Шмыга поступила в музыкально-театральное училище имени Глазунова, проучилась там четыре года. Затем была учеба в ГИТИСе имени А. В. Луначарского, где она успешно занималась вокалом в классе Д. Б. Белявской и актёрским мастерством у педагогов И. М. Туманова и С. Штейна. В 1953 году Татьяна окончила ГИТИС с красным дипломом и специальностиью артистки музыкального театра.

Её приняли в труппу Московского театра оперетты, дали роль Виолетты в «Фиалке Монмартра», и талант певицы был замечен сразу же.

В 1969 году Шмыга выступила в новой постановке «Фиалки…» в роли «звезды Монмартра», примадонны Нинон. «Карамболина» на долгие годы стала визитной карточкой актрисы. В феврале 1965 года в театре прошла первая премьера мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу по пьесе Б.Шоу «Пигмалион», где она сыграла роль Элизы Дулитл.В репертуаре Татьяны Шмыги были партии Мариетты («Баядера» И.Кальмана), Сильвы («Сильва» И.Кальмана), Ганны Главари («Весёлая вдова» Ф.Легара), Долли Галахер («Хелло, Долли» Дж.Хермана), Николь («Кварталы Парижа» Минха) и другие. 

Наряду с работой в театре Татьяна Ивановна давала концерты, гастролировала по стране. Многие годы её постоянным партнёром в концертной и гастрольной деятельности был заслуженный артист РСФСР, солист Московского театра оперетты Анатолий Васильевич Пиневич.

В 1962 году Татьяна Шмыга впервые снялась в кино  в фильме «Гусарская баллада». Она сыграла эпизодическую роль французской актрисы Луизы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей «в снегах», в гуще войны.

 Татьяна Ивановна несколько раз была замужем. Первый муж, Рудольф Борецкий, был профессором кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ, одним из создателей научно-популярного, информационного и молодёжного телевидения ("Теленовости", программы "Знание", "В эфире — молодость" и др.). Этот брак распался. Второй муж, Владимир Канделаки, был известным советским певцом (бас-баритон), режиссёром, солистом Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.Он так же ставил спектакли в  театре "Московская оперетта", впоследствии став  его главным режиссёром. Татьяна Шмыга в передаче Бермана и Жандарёва "На ночь глядя" от 21 августа 2007 года рассказывала, что вместе они прожили 20 лет.

Самым долгим и, наверное, счастливым, был брак Татьяны Ивановны Шмыги с Анатолием Кремером. С этим мужчиной она прожила 30 лет, до своей смерти. Композитор Анатолий Кремер работал главным дирижёром в Театре сатиры, он автор музыки к многочисленным спектаклям и фильмам. Музыкальные комедии "Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал","Катрин", "Джулия Ламберт" и "Джейн" были написаны специально для Татьяны, некоторые с успехом шли в театре "Московская оперетта". 

Последние годы жизни Татьяна Ивановна страдала от боли в ногах, но до осени 2009 года выходила на сцену Театра оперетты в спектаклях "Джейн" и "Катрин", играла в Театре Ермоловой в спектакле "Перекрёсток" вместе с Владимиром Андреевым. Последний её выход на сцену получился знаковым. Это были гастроли в Дзержинске Нижегородской области, 100-й показ "Перекрёстка". 

Сюжет "Перекрёстка" продолжает пьесу Л.Г. Зорина "Варшавская мелодия". По сюжету, герои, разлучённые в «Варшавской мелодии», случайно встречаются в вип-зале аэропорта. Их рейсы задерживаются. Оба имениты и знамениты. Он – советский винодел, она – польская писательница. Она узнаёт его, а он её – нет. И вот она, ссылаясь на свой недописанный роман о любви, просит рассказать историю его несчастной любви. Их историю. И он рассказывает, объясняя, почему тогда бросил любимую, и тогда, и тогда – трижды он её, как она посчитала, предавал. Трижды вмешивался Случай, заставлявший его уходить. Всё ещё любимый мужчина беседует с ней, как с посторонней, как с писательницей, которой нужен финал для недописанного романа. А она всё ждёт, что он вот-вот её узнает! И останется с ней, наконец. 
Объявляют рейс, герой Андреева уходит. А героиня Шмыги отправляет в зал горестный монолог: нет любви! Нет в этом мире любви! А раз нет – она убьёт героя своего книжного романа.
Битком набитый зал – в зале 800 мест - молчит в чёрном отчаянии. Нет любви… Пауза – мёртвая.
И тут из-за кулис появляется Андреев. И зал взрывается восторженной овацией. Он вернулся! Есть любовь, есть!
По пьесе Зорина герой не возвращается и спектакль заканчивается чёрной тоской героини, что любви нет. 99 раз он так и заканчивался. А в том спектакле в Дзержинске никто просто не понял, что актёр вышёл на поклон: пауза была настолько долгой, что он решил - пора. И последний спектакль Татьяны Шмыги получился гимном любви, разворотом души.

После гастролей, в апреле 2010 года, боли стали невыносимыми. Татьяна Ивановна легла в Боткинскую больницу, где у неё диагностировали серьёзные проблемы с сосудами. Лечение не помогло, состояние актрисы становилось всё более тяжёлым - добавилась  ишемическая болезнь сердца и заболевание крови.

3 февраля 2011 года, в реанимационном отделении Боткинской больницы, на 83-м году жизни, Татьяна Ивановна Шмыга скончалась.

Прощание с Татьяной Шмыгой состоялось 7 февраля в Московском театре оперетты, после отпевания она была похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10). А 1 февраля 2013 г.на Новодевичьем кладбище состоялась торжественная церемония открытия мемориального надгробного памятника Народной артистке СССР Татьяне Шмыге.

Этапы

Заслуженная артистка РСФСР (8.03.1960).
Народная артистка РСФСР (1969).
Народная артистка СССР (24.01.1978).

 Репертуар

Московская оперетта

1954 — Фиалка Монмартра (И. Кальман) — Виолетта
1955 — Белая Акация (И. О. Дунаевский) — Тоня Чумакова
1956 — Поцелуй Чаниты (Ю. С. Милютин) — Чана
1957 — Бал в Савойе (П. Абрахам) — Дэзи
1958 — Москва — Черёмушки (Д. Д. Шостакович) — Лидочка
1959 — Простая девушка (А. И. Хачатурян) — Оля
1960 — Цирк зажигает огни (Ю. С. Милютин) — Глория Розетти
1960 — Граф Люксембург (Ф. Легар) — Анжель
1961 — Севастопольский вальс (К. Я. Листов) — Любаша Толмачёва
1962 — Летучая мышь (И. Штраус) — Адель
1963 — Куба, любовь моя (Р. С. Гаджиев) — Делия
1964 — Моя прекрасная леди (Ф. Лоу) — Элиза Дулитл
1965 — Вестсайдская история (Л. Бернстайн) — Мария
1966 — Девушка с голубыми глазами (В. И. Мурадели) — Мэри Ив
1966 — Настоящий мужчина (М.П. Зив) — Галя
1967 — Конкурс красоты (А.П. Долуханян) — Галя Смирнова
1967 — Белая ночь (Т.Н. Хренников) — Дарья Ланская
1969 — Фиалка Монмартра (И. Кальман) — Нинон
1970 — Нет меня счастливей (А. Я. Эшпай) — Вера
1971 — Девичий переполох (Ю. С. Милютин) — Марфа
1976 — Пусть играет гитара (О. Б. Фельцман) — Зоя-Зюка
1977 — Товарищ Любовь (В.Г. Ильин) — Любовь Яровая
1977 — Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал (А.Л. Кремер) — Диана-актриса
1978 — Неистовый гасконец (К. А. Караев) — Роксана
1981 — Господа артисты (М. П. Зив) — Сашенька
1983 — Кое-что из губернской жизни (Борис Галантер) — примадонна
1985 — Катрин (А. Кремер) — Катрин
1987 — Великая герцогиня Герольштейнская (Ж. Оффенбах) — Герцогиня Герольштейнская
1991 — Джулия Ламберт (А. Л. Кремер) — Джулия Ламберт
1999 — Джейн (А. Л. Кремер) — Джейн
2001 — Большой Канкан (музыка отечественных и зарубежных композиторов) — романс Жермон из кинофильма «Гусарская баллада» и дуэт «Помнишь ли ты» из оперетты «Сильва» с Г. В. Васильевым
Московский театр имени М.Н. Ермоловой
2005 — Перекрёсток (Л.Г. Зорин) — Гелена

Призы и награды

Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1974) — за исполнение ролей Веры, Марфы и Нинон в опереттах «Нет меня счастливей» А. Я. Эшпая, «Девичий переполох» Ю. С. Милютина и «Фиалка Монмартра» И. Кальмана.
Орден «Знак Почёта».
Орден Трудового Красного Знамени.
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (28 декабря 2008).
орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (27 ноября 1998).
Медаль "В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина".
Благодарность «За выдающиеся творческие достижения в сфере музыкального театра» Национального фестиваля «Музыкальное сердце театра» (2006).
Премия «Овация» (2008).
Премия «Золотая маска» (2011, Приз «За вклад в развитие театрального искусства»).